Всё о медицине!
Главная Новости Статьи
Справочник болезней Общие заболевания Болезни 21 века Болезни детей
О нас
 
 
Навигация по сайту :

» Анатомия человека
» Здоровое питание
» Болезни сосудов
» Узи-галерея
» Половое развитие
» Полезные таблицы
» Целлюлит!

Тесты :

» Проверь свой вес
» Поражен ли Интернетом
» На сообразительность

Контакты :

» Написать на email


Информация о лекарствах. Джинн вырывается из бутылки



      Время диктует необходимость посвящать пациентов в детали их заболевания и лечения все больше и больше. Информация о лекарствах, учитывая их доступность должна быть исчерпывающей.
      
      Интернет-разрушитель
      
      Информация о лекарствах. Джинн вырывается из бутылки
      В США был проведен эксперимент: через одну из многочисленных электронных систем поиска лекарств (www.kwikmed.com) на вымышленное лицо была заказана Виагра, которая является рецептурным препаратом. Процедура заказа оказалась удручающе незамысловатой. Диалог с виртуальным врачом свелся к необходимости подтвердить или опровергнуть утверждение "Я полагаю, что не могу испытывать полноценное сексуальное удовлетворение без лекарства". Буквально на следующий день десяток изящных голубых таблеток выпал на придверный коврик вместе со всякой всячиной, доставляемой почтой. Система ограничений доступности информации о лекарствах и самих лекарств стала условностью.
      
      Принятые в большинстве цивилизованных стран нормы регулирования обращения лекарственных средств пока не могут решить правовые и этические проблемы, возникающие в интернет-пространстве, в "он-лайновой" медицине. Очевидно, что в ближайшее время появятся директивы, касающиеся норм электронной торговли лекарствами.
      
      В мире наблюдается тенденция не ограничивать доступность лекарственных препаратов для потребителя, а предоставлять как можно больше сведений о лекарственных средствах (ЛС), особенно в части предостережений, побочных эффектов и т.п. Такой подход особенно оправдан на фоне экспансии электронной коммерции на лекарственном рынке. А пока, вопреки безграничности интернета, степень самостоятельности выбора у потребителей лекарств в разных странах не одинакова.
      
      География доверия
      
      Наиболее либеральное отношение - в США. Более других европейских стран регламентируют отпуск лекарств ФРГ, Италия, Франция, Испания. Доля безрецептурных препаратов на рынке этих стран соответственно меньше.
      
      Примечательно, что мировая практика предусматривает составление списков рецептурных препаратов, а не безрецептурных, как это принято у нас. Согласно директиве Совета Европейского Союза 92/26/ЕЕС, соответствующие ведомства должны составлять список рецептурных лекарственных препаратов, пересматривать их не реже одного раза в пять лет и вносить изменения.
      
      В странах Европейского Союза продвигается концепция самолечения, так называемого "ответственного самолечения", облегчается перевод препаратов в безрецептурный статус при условии, что ответственность за изменение статуса несет каждый член Европейского Союза (поэтому и остаются различия в статусе лекарств в разных странах Европейского Союза). В странах Восточной Европы списки рецептурных препаратов оказались более актуализированными, чем в Западной Европе. Готовность соответствовать новейшим директивам "на все сто" - объясняется стремлением восточноевропейских стран войти в ЕС.
      
Таблица. Правила отпуска некоторых препаратов в различных странах
Название препаратаРоссияАвстрияФранцияГерманияИталияИспанияНидер-
ланды
Великоб-
ритания
Ацикловир(наружно)ОТС* - крем, Rx** - мазьОТС с 1994ОТС с 1997ОТС с 1992RxRxОТС с 1996ОТС с 1993
Клотримазол (наружно)ОТСОТС с 1997OTCОТС с 1994OTCOTCOTCOTC
Клотримазол (per vagina)ОТСRxOTCОТС с 1994RxRxRxОТС с 1992
Кетоконазол (наружно)ОТСOTC RxОТС с 1987OTCRxRxOTC
ЛоперамидОТСRxОТСОТС с 1993ОТС с 1997ОТС с 1996OTCОТС с 1983
ЦиметидинRxRxОТС с 1997RxОТС с 1993ОТС с 1996ОТС с 1996ОТС с 1993
ФамотидинRxRxОТС с 1996ОТС с 1999RxОТС с 1996ОТС с 1996ОТС с 1993
РанитидинRx, но в дозе < 75 мг (Зантак) - ОТСОТС с 1997ОТС с 1997ОТС с 1999RxОТС с 1997ОТС с 1996OTC
Ибупрофен (перорально)OTCOTCOTCОТС с 1989ОТС с 1984OTCOTCОТС с 1983
Кетопрофен (перорально и/или наружно)OTC ( наружно)OTCОТС с 1996ОТС с 1998ОТС с OTCRxОТС с 1996ОТС с 1993
 Примечание: * - препараты безрецептурного отпуска,** - препараты рецептурного отпуска
 Источник: AESGP; данные по России - Ремедиум

      Профессор Жасмина Мирчева, медицинский директор по Центральной и Восточной Европе Европейской Ассоциации производителей безрецептурных лекарственных средств (AESGP) считает, что российский список безрецептурных ЛС отличается отсутствием ясных критериев включения в него препаратов. В России в каждой фармкомпании решается по-своему и самостоятельно вопрос: настаивать на безрецептурном статусе препарата или нет. Во всяком случае, так представляют себе ситуацию представители иностранных фармацевтических компаний-производителей.
      
      Отнесение препарата к рецептурным или безрецептурным для фармкомпаний прежде всего предопределяет порядок его рекламирования среди потребителей. В мире существуют два основных подхода к регулированию рекламы, рассчитанной на потребителей, тесно связанные с правилами продажи лекарств. Первая - условно "американская", - согласно которой разрешается рекламирование любых препаратов (при обязательном соблюдении ряда условий, таких как указание противопоказаний и побочных эффектов, обеспечение доступности дополнительной информации, в том числе, по телефонным "горячим линиям" и пр.), однако при этом очень жестко регламентированы розничные продажи. Лишь самые "безобидные" вещества (легкие анальгетики, некоторые гастроэнтерологические средства) продаются без рецептов, причем очень широко - вплоть до супермаркетов. Таким образом, потребитель имеет возможность узнать из рекламы о том или ином препарате и справиться о нем у лечащего врача, за которым и остается окончательное решение.
      
      Другой подход - "европейский", он же и российский - разрешает потребительскую рекламу лишь для безрецептурных препаратов. Однако список таких препаратов относительно широк.
      
      Знание - сила
      
      Информирование потребителей о лекарствах в России, как и в других странах Восточной Европы, еще долго будет недостаточным вследствие того, что государство решает, что правильно, а что нет в лекарственном выборе. На самом деле, считает проф.Мирчева, полезнее было бы, учитывая большой поток информации, либерализовать отношение к лекарствам, заострив внимание на побочных эффектах, вызвав дискуссию о вреде и пользе. Один подход - информировать, противоположный - запретить, понизить доступность лекарств. Существует психологический барьер в понимании того, что информация не вредна, а полезна. Но коль скоро в мире широко дискутируется вопрос о праве на эвтаназию, по мнению проф. Мирчевой, логично предположить, что задолго до положительного решения этого вопроса пациентам может быть предоставлено больше доверия в выборе лечения.
      
      Свободное толкование списка безрецептурных ЛС при аптечных продажах (такая практика привилась в России) Жасмина Мирчева воспринимает без особой настороженности и считает, что в таких обстоятельствах нужно лишь давать полные сведения о лекарствах. Учитывая мировую тенденцию к свободному обращению лекарств, можно констатировать: Россия опередила мир, предоставив больным выбирать лекарства в витрине аптеки и сделав консультацию у фармацевта или провизора предпочтительней визита к врачу. Остается только самолечение сделать ответственным. Для этого, например, опять объяснить всем, что при ОРВИ не стоит принимать не только цефалоспорины, но даже ко-тримоксазол.
      
      Комментарий
      
      Следует отметить, что как в западноевропейских странах, так и в России существует и другой подход к проблеме самолечения. Так, признавая целесообразность "ответственного самолечения" и неминуемое увеличение доли препаратов безрецептурного отпуска, которые уменьшают нагрузку на бюджетное здравоохранение, независимые эксперты отмечают целесообразность дальнейшей регламентации публичной рекламы лекарственных средств в целях содействия безопасности самолечения. Их аргументы таковы:
  • Информация о лекарственных средствах, которая зачастую распространяется за счет заинтересованных фармацевтических фирм-производителей в рамках маркетинговых кампаний по продвижению препаратов и увеличению их продаж, как правило, не является объективной и носит рекламный характер. Поэтому необходимо провести четкое разграничение между информационными материалами и рекламными, а для этого необходимо четко определить признаки и ограничить рекламу, т.е. регламентировать ее
  • Концепция "ответственного самолечения" предполагает распределение ответственности при самостоятельном выборе и приеме лекарственного средства пациентом (потребителем) между ним, его врачом и провизором. Для того, чтобы полноценно оказывать благоприятное влияние на процесс самолечения последним необходимо самим обладать гораздо большим объемом специальной информации о препаратах безрецептурного отпуска, чем пациент/потребитель, и практически оказывать ему помощь и поддержку при выборе препарата, участвовать в процессе консультирования и т.п. Практика показывает, что ни западное здравоохранение, ни отечественное, пока не имеют реальной возможности обеспечить специалистам условия для широкого участия в данном процессе. При этом профессиональную ответственность с них никто не снимает. В России опыт еще более горький: зафиксированы случаи, когда информацию об определенных препаратах провизор дает в рамках договоренности с фирмой-производителем, т.е. фактически выборочно по отдельным препаратам, участвует в рекламных кампаниях. Не касаясь правовой и этической стороны этого вопроса, отметим, что при таких условиях трудно говорить об объективной информации. Следовательно, условием внедрения концепции "ответственного самолечения" должно быть этичное поведение на фармацевтическом рынке всех его участников, включая фармпроизводителей, врачей, провизоров и пр.
  • Либерализация информирования потребителей о лекарственных средствах действительно возможна только при условии четкого выполнения правил отпуска рецептурных лекарственных средств. Ни для кого не секрет, что в нашей стране эти правила часто нарушаются, в первую очередь, в связи с недостатком оборотных средств у аптек. Будем надеяться, что это временное явление, связанное с экономическими трудностями и "болезнью роста" российского фармацевтического рынка. Однако в этих реальных условиях либерализация безрецептурного отпуска вкупе с либерализацией информации и рекламы могут нанести реальный вред здоровью населения.
  • В реальных условиях, когда фармкомпании систематически нарушают действующее в России рекламное законодательство и общепринятые этические нормы рекламы лекарственных средств, либерализация данной области представляется по меньшей мере преждевременной.

      Таким образом, можно подытожить, что полная свобода выбора средств самолечения и "свобода рекламы" - атрибуты цивилизованного лекарственного рынка с высокой степенью самоорганизации и саморегулирования. Нам до этого еще идти и идти, и путь этот не будет легок.
      
      (Комментарий подготовлен Группой мониторинга медицинской рекламы ЦСЭ МИР)
      

Смотрите также:

 
© 2006 QEN.ru Все права защищены!
При перепечатке, ссылка на автора статьи и QEN.RU обязательна.